Государственное учреждение образования

"Дошкольный центр развития ребенка №7 г. Волковыска"

Инновационная деятельность 2013 -2016 годы

Тема инновационной деятельности:

Внедрение модели формирования эффективного родительства как условие социального благополучия воспитанников учреждения дошкольного образования

 

Сроки реализации: 2013-2016 г.

 

Цель проекта:  внедрение модели формирования эффективного родительства посредством партнерского взаимодействия учреждения дошкольного образования с семьей, направленной на профилактику социального неблагополучия воспитанников.

 

Задачи проекта:

         Наполнить содержанием модель формирования эффективного родительства, направленную на профилактику социального неблагополучия воспитанников учреждения дошкольного образования.

Создать оптимальные условия для благополучной социализации воспитанников из различных категорий семей (неполных; многодетных; молодых семей; семей с признаками социального неблагополучия; находящихся в социально опасном положении) посредством повышения психологической культуры родителей в процессе организации партнёрского взаимодействия дошкольного учреждения и семьи.

Разработать и реализовать систему мероприятий, реализуемых в процессе активного взаимодействия учреждения дошкольного образования и семьи по формированию эффективного родительства и профилактике социального неблагополучия воспитанников.

Обеспечить научно-методическое сопровождение инновационной деятельности на всех этапах реализации проекта.

 Провести мониторинг результатов осуществления инновационной деятельности, систематизировать и обобщить, полученные материалы.

Разработать методические рекомендации по реализации в учреждения дошкольного образования модели формирования эффективного родительства, направленной на профилактику социального неблагополучия воспитанников.

 

Обоснование актуальности и целесообразности проекта:

Семья и внутрисемейные отношения являются связующим звеном между личностью и социумом, служат для ребёнка первым опытом взаимоотношений с другими людьми, формируют его личность, сознание и самосознание.

Сензитивным периодом для формирования личности является дошкольный возраст - период детства от 3 до 7 лет, являющийся одним из самых важных этапов психического развития ребенка, в значительной мере определяющий всё его последующее развитие. Именно в данный возрастной период ребёнок посредством значимых взрослых усваивает разнообразные модели поведения в обществе, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт. Внутрисемейное взаимодействие оказывает непосредственное влияние на социальное благополучие ребёнка дошкольного возраста.

Под социальным благополучием (А.А Голиков, С.С. Гордеев, А.Ю. Даванков, В.Н. Козлов и др.) понимают объективную ситуацию развития личности, детерминированную повседневными условиями жизнедеятельности, в которых удовлетворяются потребности, реализуются жизненные планы и социальные ожидания.

На этапе дошкольного детства социальное благополучие ребёнка непосредственно зависит от реализации эффективной родительской позиции в семье. В таких семьях созданы оптимальные условия для социализации ребёнка – родители осознают свою роль в формировании личности ребёнка, несут ответственность за свои воспитательные воздействия, имеют активную субъектную позицию, конструктивно взаимодействуют с педагогами дошкольного учреждения.

Механизм формирования эффективного родительства может быть представлен следующим образом (рисунок 1):

    Рис. 1. Механизм формирования эффективного родительства

 

Ожидаемые результаты:

Развитие психологической культуры и повышение психолого -педагогической компетентности родителей, формирование их   активной позиции как субъектов образовательного процесса.

Формирование эффективного родительства в неполных, многодетных, молодых семьях, а также в семьях с признаками социального неблагополучия и находящихся в социально опасном положении.

Формирование у родителей глубокого убеждения в огромной роли семьи в деле воспитания ребёнка, единства семейного и общественного воспитания.

Успешная социализации воспитанников из различных категорий семей.

Определение содержания оптимальных форм и методов работы учреждения дошкольного образования с различными категориями   семей, направленных на формирование эффективного родительства.

Внедрение в образовательный процесс новых подходов, обеспечивающих полноценное развитие детей в условиях партнерского взаимодействия   дошкольного учреждения и семьи.

Развитие профессиональных компетенций педагогов по вопросам взаимодействия с родителями с учётом особенностей внутрисемейного функционирования.

Повышение эффективности по конструктивному взаимодействию   педагогов с детьми, родителями в диадах «родитель – ребёнок»,            « педагог-ребёнок», « педагог –родитель».

Обобщение и распространение опыта реализации проектной деятельности в учреждениях дошкольного образования Республики Беларусь.

 

Этапы реализации инновационного проекта:

Подготовительный и проектировочный этапы (март – октябрь 2013 г.)

Изучение нормативных правовых документов по организации инновационной деятельности в учреждении образовании, Кодекса Республики Беларусь об образовании, Кодекса Республики Беларусь о браке и семье. Изучение теоретических положений и педагогической практики по вопросам взаимодействия учреждения дошкольного образования с различными категориями семей воспитанников, анализ используемых в практике работы специалистов методов и приемов по формированию эффективного родительства и его составляющих (осознанной и ответственной родительской позиции).

Обсуждение идеи инновационного проекта на педагогическом совете.  Разработка инновационного проекта.

Установление конструктивного взаимодействия с родительской и педагогической общественности для реализации задач проектной деятельности. Мотивация родителей к участию в мероприятиях, направленных на создание и реализацию проектной идеи.

Разработка системы научно-методического сопровождения инновационной деятельности.

  1. Диагностико-прогностический и организационный (ноябрь 2013 – февраль 2014 г.)

Диагностика уровня развития психологической культуры родителей. Изучение сформированности волевой сферы, личностного и эмоционального благополучия воспитанников.

Создание комплекса условий, обеспечивающих эффективность и качество внедрения модели формирования эффективного родительства (научно-методических, информационно-прогностических, психолого-педагогических, организационно-мотивационных, материально-технических). Организация в условиях учреждения дошкольного образования образовательного и развивающего пространства, направленного на формирования эффективного родительства и профилактики социального неблагополучия воспитанников.

Документирование результатов реализации инновационной деятельности (разработка содержания проектных мероприятий, ведение дневников инновационной деятельности, выбор содержания повышения квалификации участников проекта, определение форм и методов мониторинга результатов инновационной деятельности в учреждении дошкольного образования и др.).

  1. Реализационный (март 2014 г. – октябрь 2015 г.)

Организация и проведение работы в соответствии с планом реализации проектной деятельности. Коррекция и регулирование реализуемых мероприятий. Анализ промежуточных результатов инновационной деятельности. Осуществление комплексной научно-методической поддержки инновационной деятельности, самообразование участников проекта по заявленной тематике, актуализация содержания форм и методов реализации проектных мероприятий. Исследование эффективности проводимых мероприятий.

  1. Рефлексивно-аналитический (ноябрь 2015– апрель 2016 г.)

Изучение, интерпретация и обобщение опыта, полученного по результатам внедрения модели формирования эффективного родительства как условия социального благополучия воспитанников дошкольного учреждения.

Анализ запланированных мероприятий, реализуемых стратегий, форм, методов и методик. Оформление материалов, накопленных в процессе внедрения инновации, их подготовка материалов к публикации.